Тема: Метаморфозы растений, или «Вторая жизнь»
Предварительные замечания
Во что бы ни верил человек — в первобытных идолов, олимпийских богов, в Святую Троицу, Аллаха, Будду — он не сомневался в возможности «второй жизни» — загробного существования. Он не мог примириться с мыслью об исчезновении тела и души после смерти. Вторая жизнь была и осается проблемой, недоказуемой и неопровержимой тайной.
Физическое тело человека после смерти вызывает в нас негативные эмоции (даже если оно мумифицировано). Тело умершего не хранит красоты живого. Может быть, его душевное, духовное или астральное тело не менее прекрасно? Увы, мы пока не можем этого увидеть, осязать, удержать в памяти.
Однако, надежда на потустороннюю жизнь возникает в нашем сознании, когда мы наблюдаем растения, отделенные от корней, от источников питания. Когда из живого листа (лепестка), уходит жизнь, улетает влага, замирает энергия молекул и атомов, прекращаются химические реакции — тогда высвобождаются скованные силы, которые держали в тесноте и неподвижности активные клетки растения. После смерти эти силы демонстрируют свою мощь, сообщая растению новую пластику, гармонию, красоту.
Они изгибают растение по спирали, складывают его пополам, ломают поперек, загибают края, превращают гладкую поверхность в холмистую.
Лист растения, лепесток цветка то взлетает в балетном прыжке, то склоняется в смиренном поклоне, то кокетливо изгибается станом, то в отчуждении закрывает свое лицо, сворачиваясь в трубку.
Освободившись от власти жизненных сил, растение не только грустит — оно являет красоту и динамику скрытых в нем сил, о которых мы не знали, глядя на живой организм.
- Душа художника и поэта чувствительна к красоте увядания.
- Не только цвет нам мил —
- И увяданья миг достоин восхищенья...
- Не только цвет нам мил —
Заметил японский поэт Мацуо Басё. Он любуется красотой увядших хризантем, прибитых сильным дождем (а может быть, и обрызганных частицами влажной земли).
Русский поэт нашего времени тоже оценил красоту увядания:
- Бывает, женщины похожи
- На чуть привядшие цветы…
- Еще милей, еще дороже,
- Еще желанней стала ты.
- На чуть привядшие цветы…
Библейский царь Давид не роптал на свою старость. Когда его пытаются «омолодить» при помощи девушки Ависаги, он думает:
- Если бы ты знала, Ависага,
- что цветенья слаще увяданье,
- наших дней длиннее наши ночи... (К.Н. Михеев)
- что цветенья слаще увяданье,
Христиане всего земного шара верят в жизнь после смерти: сам Сын Человеческий явил прообраз Воскресения. Чтобы убедить маловеров, проповедники приводят пример жизни и превращений бабочек. После материальной, плотской жизни в виде гусениц, рожденных ползать, они превращаются в легких летающих красавиц, озабоченных только любовью и питающихся нектаром — пищей богов. Это прообраз духовной жизни праведников, свободноой от тягот мира сего, наполненной созерцанием Божества и Красоты.
В этот прекрасный миф можно верить или не верить, — но нельзя не восхититься красотой пластики увядающих растений.
Мы будем не только любоваться, но также изучать эти интересные существа, продолжающие жить после жизни.
Наши объекты: Овощи, фрукты (поперечные и продольные срезы, кожура, фактуры); листья, лепестки цветов, травы, грибы.
Этапы работы:
- Изучение объектов. Зарисовки, анализ типа деформации и геометрической структуры.
- Композиция на тему объекта: книжная графика, рисунок для изделия декоративно-прикладного искусства, авторский шрифт, станковая графика (рисунок, натюрморт, пейзаж и т.п.), плакат, рекламный листок.
Оформление работы: Два планшета 50 х 50 см. Гуашь, темпера, тушь, карандаш.
Авторы работ: Коновалова М., Дюков Д., Устинова М., Мухина М., Гиль Ю., Мерляк А., Мельникова А., Айвазова М., Клуйша И.
ИЛЛЮСТРАЦИИ





























